Управление по развитию промышленности
и торговли Тамбовской области

Понедельник – пятница с 8.30 до 17.30
перерыв с 12.30 до 13.30 сб, вс. - выходные
8 (4752) 79-15-51

    Советы потребителям при оказании бытовых услуг

    В настоящее время на потребительском рынке увеличилось количество предприятий оказывающих бытовые услуги населению в том числе: ремонт, окраска и пошив обуви, ремонт и пошив швейных и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; изготовление и ремонт мебели; химическая чистка и крашение; услуги прачечных; ремонт и строительство жилья и других построек; услуги бань и душевых; услуги парикмахерских и т.д.

    Бытовые услуги — это платные (материальные) услуги, оказываемые населению и обеспечивающие восстановление (сохранение, изменение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан. Отношения между потребителем и исполнителем независимо от организационно-правовой формы в сфере бытового обслуживания регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) и Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (далее-Правила), которые распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда или договора возмездного оказания бытовых услуг.

    В соответствии с Правилами при оказании бытовых услуг населению исполнитель на вывеске обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. В случае если исполнителем является индивидуальный предприниматель, обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа, а также довести до сведения потребителя информацию об оказываемых услугах и должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполненных работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг; данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги; цены на оказываемые услуги, а также на используемые при этом материалы, запчасти и фурнитуру исполнителя и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (ГОСТам). Для ознакомления потребителю предоставляется в наглядном и доступном месте «Правила оказания бытовых услуг населению в РФ», адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, при его наличии; образцы договоров, квитанций; образцы (модели) изготовляемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с Федеральными законами. По требованию предоставляется «Книга отзывов и предложений».

    При заключении договора об оказании бытовых услуг необходимо иметь ввиду, что договор оформляется в письменной форме в двух экземплярах и должен содержать основные сведения: фирменное наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН, ОГРН) и местонахождение (юридический адрес), вид услуги (работы) и ее цена; точное наименование, описание и цена материалов (вещи);отметка об оплате потребителем полной цены услуги либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены; должность лица, принявшего заказ и его подпись, а также подпись потребителя сдавшего и принявшего заказ без претензий к исполнителю.

    В случае утраты договора выдается дубликат на основании письменного заявления потребителя по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату, при этом потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (ст.16 Закона). Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, предусмотренные договором. Изменение сроков начала и окончания выполнения работ (работ) может производиться в письменном виде и подписывается обеими сторонами. В договоре делается отметка о фактической дате оказания услуги (выполнения работы).

    При оказании работы на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, исполнитель обеспечивает явку работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуги. Исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя (письменно) и до получения от него указаний приостановить выполнение работы при обнаружении: непригодности или недоброкачественности переданных потребителем материала, переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы (оказания услуги).

    Исполнитель, не предупредивший потребителя об указанных обстоятельствах либо предложивший выполнение работы не дожидаясь истечения предусмотренного в договоре срока, а при его отсутствии — разумного срока для ответа на предупреждение, или несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы, не вправе при предъявлении к нему или им к потребителю соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства. В случае если потребитель не отреагирует на предупреждение исполнителя о последствиях, исполнитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

    Потребитель вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю, часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе, потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю.

    Недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку работы. В соответствии со статьей 28 Закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работ или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором не определена — общей цены заказа. При этом договором между сторонами может быть установлен более высокий процент неустойки, но при этом не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа. Если в договоре на выполнение работ (услуг) не указаны сроки выполнения, то исполнитель все равно несет ответственность за нарушение сроков, так как согласно п.2 ст. 314 ГК РФ, работа (услуга), сроки выполнения которой не установлены в договоре, должна быть выполнена в разумный срок после заключения договора.

    Если работа не выполняется в разумный срок, то она должна быть выполнена в течение семи дней со дня предъявления требования о выполнении. Одновременно доводим до сведения читателей, что в случае отказа исполнителем в добровольном порядке выплатить неустойку, а также определение ее величины входит в компетенцию судебных органов.

    В случае возникновения вопросов или сомнений при заключении договоров на оказание бытовых услуг, специалисты Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области готовы дать необходимую консультацию в различных сферах деятельности (телефон 47-25-12).